Программа работы с одаренными детьми
МОУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка» на 2011 – 2014 гг.
I. Актуальность проблемы.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.
Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, состояния сферы образования позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к образованию. Говоря об актуальном заказе, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества.
Поиски способов разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся в разных направлениях. Одним из них является работа с одаренными детьми. При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь идет о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важных аспектов деятельности школы.
II. Концепция программы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Формы работы с одаренными детьми:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- кружки по интересам;
- участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах;
- курсы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- интеллектуальный марафон.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
- в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
- какие задачи работы с одаренными являются приоритетными.
III. Цель программы:
Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
IV. Задачи программы:
- изучение природы детской одаренности;
- выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
- развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества;
- воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
V.Основные направления работы педагогического коллектива в рамках реализации программы:
- выделение факультативных часов на индивидуальную работу с одаренными детьми;
- привлечение к работе с одаренными детьми педагогов дополнительного образования;
- обеспечение развития творческих способностей одаренных детей в школьных творческих коллективах;
- обеспечение развития творчески одаренных детей через вовлечение в Совет старшеклассников при организации и проведении общешкольных КТД;
- повышение уровня организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, предметных недель, школьного интеллектуального марафона;
- организация участия одаренных детей в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, соревнованиях, дистанционных олимпиадах.
VI. Этапы реализации программы.
1 этап – организационный (2011 – 2012 гг.)
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися.
Планируемые мероприятия:
- изучение нормативной базы по данной проблеме;
- разработка программы работы с одаренными детьми;
- изучение педагогами технологий работы с одаренными детьми;
- диагностика индивидуальных особенностей и склонностей учащихся;
- создание банка данных одаренных детей.
2 этап – реализационный (2012 – 2013 гг.)
Цель: апробация системы работы с одаренными детьми
Планируемые мероприятия:
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми;
- формирование методической библиотеки по работе с одаренными детьми.
3 этап – аналитический (2013 – 2014 гг.)
Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Планируемые мероприятия:
- анализ итогов реализации программы;
- коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
- обобщение и презентация результатов программы.
VII. Ожидаемые результаты:
- увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
- повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, соревнований, конференций различного уровня;
- повышение социального престижа школы на муниципальном уровне.