ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Гностическая деятельность — это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности.
Концепция — совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.
Организаторская деятельность — это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса.
Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).
Педагогические диагностики — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных научных методов.
Педагогическая технология — это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.
План – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Проектировочная деятельность — это определение цели, задач, содержания педагогического процесса это замысел его протекания.
Эффективность процесса — результативность, полученная в ходе достижения цели.
Действенность процесса — получение продуктивного результата, который обязательно используется в другом процессе, вдругом действии, кроме данного.
Менеджмент — специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека ( Ю. Конаржевский).
Форма педагогического процесса — это внешний вид, устройство педагогического процесса.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Анализ — расчленение ( мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним научного исследования вообще. Метод исследования, который позволяет разложить изучаемые педагогикой объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать педагогические принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними, открывать закономерности обучения и воспитания, прогнозировать ситуации.
Внедрить — ввести, укрепить в чем- нибудь.
Гипотеза — (от греческого- основание, предположение) — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Гистограмма — столбчатая диаграмма, вид графического изображения количественного распределения по какому-либо признаку, обычно представляет собой совокупность смежных прямоугольников, построенных на одной прямой.
Изучить — научно исследовать, познать, внимательно наблюдая.
Инновация — новообразование, обновление( появление новых форм или элементов чего- либо).
Искусство (педагогическое) — высокая степень педагогического мастерства.
Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью
Новаторство — деятельность по внесению и осуществлению новых, прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе.
Обобщить — сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении.
Педагогическое мастерство — высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Педагогические убеждения — совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как истинные, вызывающие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними.
Распространить — сделать доступным, известным для многих.
Творчество — оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.
Эксперимент — (от лат.- проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
Адаптация — приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.
Деловые качества — целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность и деловитость в работе, последовательность и настойчивость в ней.
Педагог — человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой.
Педагогика — наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс.
Педагогическая компетентность — знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
Педагогическая техника — форма организации поведения учителя.
Педагогические умения —
- гностические — умение анализировать содержание и способы воздействия на учеников, анализировать собственную деятельность и своих учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав, взаимодействие средств и условия достижения цели.
- проектировочные — умение планировать педагогическую деятельность, предвидеть, ее ход и способы реализации;
- организаторские — умение мобилизовать учащихся на нужное дело, координировать свои действия и действия своих учеников;
- коммуникативные — умение общаться с людьми, владеть нормами современного литературного языка, точностью, образностью словоупотребления, эмоциональностью речи;
- прикладные — умение рисовать, оформлять, петь и т. д.
- мотивационные — умение развивать способности учащихся, формировать у них рациональные приемы учебной деятельности, умение учитывать личностные свойства учеников;
-контрольно-аналитические — умение определять объект контроля и анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение разрабатывать инструментарий контроля и анализа, осуществлять обработку и систематизацию данных, оценивать результаты и процесс учения; оценивать результаты и процесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного» и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы процесса обучения, их причины;
-адаптационные — умение варьировать содержанием учебной дисциплины, формами и приемами обучения, умение импровизировать в неожиданной ситуации, быть адекватным сложившейся учебной ситуации;
-предметные — целостное владение содержанием учебной дисциплины, частных методик, умение структурировать и интегрировать содержание обучения и воспитания, владеть собственно предметными умениями.
Свойства личности — гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям воспитания
Требования к учителю — деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство.
Учитель — лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в школе.
Функциональная грамотность — умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬЛГО ПРОЦЕССА
Действенность процесса — получение продуктивного результата, который обязательно используется в другом процессе, в другом действии, кроме данного.
Задача — конкретное выражение цели.
Игра — свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
Игра деловая — метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учебные, производственные.
Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество образования — соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника
Менеджмент — специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека (Ю. Конаржевский).
Метод — это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Модель — образец (эталон, стандарт).
Мониторинг — форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте.
Педагогические диагностики — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений
Планирование — функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль их выполнения.
Преемственность — установление необходимой связи и правильного соотношения между частями на разных ступенях обучения.
Прием — это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.
Психосберегающие технологии — совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум , четыре требования:
- учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типы памяти ит. д.,
- недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;
- обеспечение морально - психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей;
- обучение средством психической самозащиты.
Самостоятельная работа — метод обучения, при котором учащиеся
по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебные задачи, проявляя усилие и активность. (Л. Жарова)
Самостоятельная работа учащихся — это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя.(Л. Границкая)
Управление — целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата с помощью специально разработанных научных методов.
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся (обучаемого и обучающегося), осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям — количеству обучаемых, месту обучения, продолжительности учебных занятий и т.д.
Функции образовательного процесса — образовательная, развивающая, воспитательная
Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности
Эффективность процесса — результативность, полученная в ходе достижения цели.
ОБУЧЕНИЕ
Адаптивная система обучения — это комплексная система управления обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуальным особенностям учащегося.
Индивидуальное обучение — форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым отдельным учеником.
Индивидуализация обучения — такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого
Знания — понимание и сохранение в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений.
Контроль — это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это
проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами.
Концепция — определенный способ понимания, трактовка группы
явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Культура — уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи...) — степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо Образовательная среда — совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние наличность.
Обратная связь — это передача информации между взаимодействующими участниками педагогического процесса, это причинно-следственная детерминация действия каждого из них.
Обученность — уровень овладения ЗУНами, способами деятельности. Обучаемость — группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие, способность к научению.
Объект — тот, на кого направлены мысли и действия.
Отметка — качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников.
Оценка — суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.
Парадигма — исходная концептуальная идея.
Присутствие технологии заявляет о себе:
- целеполаганием, четкой системой соподчиненных целей;
- заданностью общего результата;
- прогностичностью, предсказуемостью результатов;
- вариативностью способов организации процесса, возможностью выбора способа;
- возможностью индивидуального процесса обучения по темпу, уровню усвоения, сложности задания, т. е. обеспечение индивидуальной зоны ближайшего развития;
- постоянной обратной связью, имеющей нетравмирующий коррекционный характер;
- целостностью и завершенностью педагогического процесса.
Развитие — поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими.
Развивающее обучение — обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.
Ранжирование — способ оценки какой-либо величины, когда ее значению приписывается место в последовательности величин, определяемое при помощи порядковой шкалы.
Рейтинг — оценивание и нормирование информации об определенном субъекте процессов, явлений в образовательной системе.
Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.
Социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Субъект — тот, кто познает, мыслит, действует.
Тест — задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений и навыков.
Толерантность — 1. устойчивость, невосприимчивость; 2. терпимое отношение к людям или событиям.
Умение — владение способами применять усвоенные знания на практике Формирование — становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ДРК — дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах с целью рационализации процессов управления.
Методическая культура — система идеалов, ценностей, норм, обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности (идеологический ярус).
Методическая культура — освоенная учителем система содержания, способов, форм педагогической деятельности, степень развити- я индивидуальных способностей учителя, актуальных для педагогической деятельности.
Система педагогических методов — это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
Профсоюзное объединение педагогов — это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов администрации, приглашенных специалистов, признанная решать те или иные задачи школы, членов объединения.
Методическое объединение — это форма учительского сообщества, наиболее давняя и традиционно существующая, организующая методическую работу с педкадрами во всех ее проявлениях.
Кафедра — это профессиональное объединение педагогов, которое
представляет собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных предметов, которые кроме собственной педагогической ведут еще и научно-исследовательскую работу по своему профилю.
Методическая работа — это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно- теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период (В.И. Зверева)
Методическая работа — составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. ( М.М. Поташник) Методическая работа — это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. ( Н.В. Немова).
Методическая работа — это особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей так и руководителей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и введению новшеств с педагогической — по обучению и воспитанию школьников.
Непрерывное образование — это повышение квалификации, которое осуществляется на протяжении всей т рудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний.