Сайт заместителя директора по учебно-воспитательной работе

 

 

Туркова Наталья

Васильевна

Программа работы с одаренными детьми

МОУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка» на 2011 – 2014 гг.

 

I. Актуальность проблемы.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, состояния сферы образования позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к образованию. Говоря об актуальном заказе, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества.

Поиски способов разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся в разных направлениях. Одним из них является работа с одаренными детьми. При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь идет о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важных аспектов деятельности школы.

 

II. Концепция программы.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

- дети с высокими творческими (художественными) способностями.

- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с одаренными детьми:

- групповые занятия с одаренными учащимися;

- кружки по интересам;

- участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах;

- курсы по выбору;

- участие в олимпиадах;

- интеллектуальный марафон.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

- с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

- в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

- какие задачи работы с одаренными являются приоритетными.

 

III. Цель программы:

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

 

IV. Задачи программы:

- изучение природы детской одаренности;

- выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

- развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества;

- воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.

 

V.Основные направления работы педагогического коллектива в рамках реализации программы:
- выделение факультативных часов на индивидуальную работу с одаренными детьми;
- привлечение к работе с одаренными детьми педагогов дополнительного образования;
- обеспечение развития творческих способностей одаренных детей в школьных творческих коллективах;
- обеспечение развития творчески одаренных детей через вовлечение в Совет старшеклассников при организации и проведении общешкольных КТД;
- повышение уровня организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, предметных недель, школьного интеллектуального марафона;
- организация участия одаренных детей в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, соревнованиях, дистанционных олимпиадах.

 

VI. Этапы реализации программы.

 

1 этап – организационный (2011 – 2012 гг.)

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися.

Планируемые мероприятия:

- изучение нормативной базы по данной проблеме;

- разработка программы работы с одаренными детьми;

- изучение педагогами технологий работы с одаренными детьми;

- диагностика индивидуальных особенностей и склонностей учащихся;

- создание банка данных одаренных детей.

 

2 этап – реализационный (2012 – 2013 гг.)

Цель: апробация системы работы с одаренными детьми

Планируемые мероприятия:

- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;

- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми;

- формирование методической библиотеки по работе с одаренными детьми.

 

 

 

3 этап – аналитический (2013 – 2014 гг.)

Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Планируемые мероприятия:

- анализ итогов реализации программы;

- коррекция затруднений педагогов в реализации программы;

- обобщение и презентация результатов программы.

 

 

VII. Ожидаемые результаты:

- увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

- повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, соревнований, конференций различного уровня;

- повышение социального престижа школы на муниципальном уровне.

 

 

© turkowa-natascha

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz