Сайт заместителя директора по учебно-воспитательной работе
|
Туркова Наталья Васильевна |
|
Программа работы с одаренными детьми МОУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка» на 2011 – 2014 гг.
I. Актуальность проблемы. Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, состояния сферы образования позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к образованию. Говоря об актуальном заказе, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Поиски способов разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся в разных направлениях. Одним из них является работа с одаренными детьми. При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь идет о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важных аспектов деятельности школы.
II. Концепция программы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренные дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: - дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. - дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. - дети с высокими творческими (художественными) способностями. - дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. - учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Формы работы с одаренными детьми: - групповые занятия с одаренными учащимися; - кружки по интересам; - участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах; - курсы по выбору; - участие в олимпиадах; - интеллектуальный марафон. Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы: - с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной); - в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной; - какие задачи работы с одаренными являются приоритетными.
III. Цель программы: Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
IV. Задачи программы: - изучение природы детской одаренности; - выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников; - развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей; - отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества; - воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
V.Основные направления работы педагогического коллектива в рамках реализации программы:
VI. Этапы реализации программы.
1 этап – организационный (2011 – 2012 гг.) Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися. Планируемые мероприятия: - изучение нормативной базы по данной проблеме; - разработка программы работы с одаренными детьми; - изучение педагогами технологий работы с одаренными детьми; - диагностика индивидуальных особенностей и склонностей учащихся; - создание банка данных одаренных детей.
2 этап – реализационный (2012 – 2013 гг.) Цель: апробация системы работы с одаренными детьми Планируемые мероприятия: - выявление одаренных детей на ранних этапах развития; - разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми; - формирование методической библиотеки по работе с одаренными детьми.
3 этап – аналитический (2013 – 2014 гг.) Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования. Планируемые мероприятия: - анализ итогов реализации программы; - коррекция затруднений педагогов в реализации программы; - обобщение и презентация результатов программы.
VII. Ожидаемые результаты: - увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности; - повышение качества образования и воспитания школьников в целом; - положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, соревнований, конференций различного уровня; - повышение социального престижа школы на муниципальном уровне.
|
© turkowa-natascha |