Сайт заместителя директора по учебно-воспитательной работе

 

 

Туркова Наталья

Васильевна

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА 

Гностическая деятельность — это проверка и оценка результатов пе­дагогического процесса, анализ его хода и эффективности.

Концепция — совокупность ведущих идей, теоретических положе­ний для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.

Организаторская деятельность — это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса.

Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнози­рование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).

Педагогические диагностики — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью спе­циально разработанных научных методов.

Педагогическая технология — это организация педагогического про­цесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.

План – заранее намеченная система мероприятий, предусматрива­ющая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Проектировочная деятельность — это определение цели, задач, со­держания педагогического процесса это замысел его протекания.

Эффективность процесса — результативность, полученная в ходе достижения цели.

Действенность процесса — получение продуктивного результата, ко­торый обязательно используется в другом процессе, вдругом дей­ствии, кроме данного.

Менеджмент — специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека ( Ю. Конаржевский).

Форма педагогического процесса — это внешний вид, устройство пе­дагогического процесса.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

Анализ — расчленение ( мысленное или реальное) объекта на эле­менты. Синоним научного исследования вообще. Метод иссле­дования, который позволяет разложить изучаемые педагогикой объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать пе­дагогические принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними, открывать закономерности обуче­ния и воспитания, прогнозировать ситуации.

Внедрить — ввести, укрепить в чем- нибудь.

Гипотеза — (от греческого- основание, предположение) — предполо­жительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Гистограмма — столбчатая диаграмма, вид графического изображе­ния количественного распределения по какому-либо признаку, обычно представляет собой совокупность смежных прямоуголь­ников, построенных на одной прямой.

Изучить — научно исследовать, познать, внимательно наблюдая.

Инновация — новообразование, обновление( появление новых форм или элементов чего- либо).

Искусство (педагогическое) — высокая степень педагогического мастерства.

Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью

Новаторство — деятельность по внесению и осуществлению но­вых, прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе.

Обобщить — сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении.

Педагогическое мастерство — высокий уровень овладения педаго­гической деятельностью, обеспечивающий ее положительные ре­зультаты.

Педагогические убеждения — совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как истинные, вызываю­щие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними.

Распространить — сделать доступным, известным для многих.

Творчество — оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.

Эксперимент — (от лат.- проба, опыт) — метод познания, при помо­щи которого в контролируемых и управляемых условиях иссле­дуются явления общества.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА 

Адаптация — приспособление к жизненной среде с целью выжива­ния и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.

Деловые качества — целеустремленность, организованность, тре­бовательность, конкретность и деловитость в работе, последова­тельность и настойчивость в ней.

Педагог — человек, профессионально занимающийся преподава­тельской деятельностью и воспитательной работой.

Педагогика — наука о воспитании и обучении, составляющих еди­ный педагогический процесс.

Педагогическая компетентность — знания и опыт, дающие возмож­ность профессионального, грамотного решения вопросов обуче­ния и воспитания.

Педагогическая техника — форма организации поведения учителя.

Педагогические умения

-       гностические — умение анализировать содержание и способы воздействия на учеников, анализировать собственную деятель­ность и своих учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав, взаимодействие средств и условия до­стижения цели.

-       проектировочные — умение планировать педагогическую дея­тельность, предвидеть, ее ход и способы реализации;

-       организаторские — умение мобилизовать учащихся на нужное дело, координировать свои действия и действия своих учеников;

-       коммуникативные — умение общаться с людьми, владеть нор­мами современного литературного языка, точностью, образ­ностью словоупотребления, эмоциональностью речи;

-       прикладные — умение рисовать, оформлять, петь и т. д.

-       мотивационные — умение развивать способности учащихся, формировать у них рациональные приемы учебной деятельно­сти, умение учитывать личностные свойства учеников;

-контрольно-аналитические — умение определять объект контроля и анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение разрабатывать инструментарий контроля и ана­лиза, осуществлять обработку и систематизацию данных, оце­нивать результаты и процесс учения; оценивать результаты и про­цесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного» и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы процесса обучения, их причины;

-адаптационные — умение варьировать содержанием учебной дисциплины, формами и приемами обучения, умение импро­визировать в неожиданной ситуации, быть адекватным сло­жившейся учебной ситуации;

-предметные — целостное владение содержанием учебной дис­циплины, частных методик, умение структурировать и интег­рировать содержание обучения и воспитания, владеть собствен­но предметными умениями.

 

Свойства личности — гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий под­ход к целям воспитания

Требования к учителю — деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство.

Учитель — лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в школе.

Функциональная грамотность — умение человека грамотно, квали­фицированно функционировать во всех сферах человеческой де­ятельности.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬЛГО ПРОЦЕССА 

Действенность процесса — получение продуктивного результата, ко­торый обязательно используется в другом процессе, в другом дей­ствии, кроме данного.

Задача — конкретное выражение цели.

Игра — свободная деятельность, являющаяся формой самовыраже­ния субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на раз­витие определенных навыков и умений.

Игра деловая — метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учеб­ные, производственные.

Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Качество образования — соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального раз­вития школьника

Менеджмент — специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека (Ю. Конаржевский).

Метод — это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.

Модель — образец (эталон, стандарт).

Мониторинг — форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте.

Педагогические диагностики — количественная оценка и качествен­ный анализ педагогических процессов, явлений

Планирование — функция управления, включающая в себя разра­ботку плана на основе достоверной информации, а также про­цесс реализации намеченных мероприятий и контроль их выпол­нения.

Преемственность — установление необходимой связи и правильно­го соотношения между частями на разных ступенях обучения.

Прием — это дополнительный способ, направленный на повыше­ние эффективности метода.

Психосберегающие технологии — совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному про­цессу, в котором выполняются, как минимум , четыре требова­ния:

-       учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамен­та, характера восприятия им учебного материала, типы памяти ит. д.,

-       недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;

-       обеспечение морально - психологического климата в коллек­тиве, поддержание и укрепление психического здоровья детей;

-       обучение средством психической самозащиты.

Самостоятельная работа — метод обучения, при котором учащиеся

по заданию учителя и под его руководством самостоятельно реша­ют учебные задачи, проявляя усилие и активность. (Л. Жарова)

Самостоятельная работа учащихся — это осуществление познава­тельной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя.(Л. Границкая)

Управление — целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного ре­зультата с помощью специально разработанных научных мето­дов.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внеш­нее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся (обучаемого и обучающегося), осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения класси­фицируются по различным критериям — количеству обучаемых, месту обучения, продолжительности учебных занятий и т.д.

Функции образовательного процесса — образовательная, развиваю­щая, воспитательная

Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результата дея­тельности

Эффективность процесса — результативность, полученная в ходе достижения цели.

 

ОБУЧЕНИЕ 

Адаптивная система обучения — это комплексная система управле­ния обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуаль­ным особенностям учащегося.

Индивидуальное обучение — форма организации обучения, предус­матривающая работу педагога с каждым отдельным учеником.

Индивидуализация обучения — такая организация обучения, кото­рая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные осо­бенности каждого обучаемого

Знания — понимание и сохранение в памяти фактов науки и выте­кающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений.

Контроль — это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это

проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым пла­ном, действующими инструкциями и установленными принци­пами.

Концепция — определенный способ понимания, трактовка группы

явлений, ведущий принцип анализа деятельности.

Культура — уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи...) — степень общественного и умственного развития, при­сущая кому-либо Образовательная среда — совокупность специально организован­ных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказы­вающих обучающее и воспитывающее влияние наличность.

Обратная связь — это передача информации между взаимодейству­ющими участниками педагогического процесса, это причинно-следственная детерминация действия каждого из них.

Обученность — уровень овладения ЗУНами, способами деятельности. Обучаемость — группа качеств личности, обеспечивающая овладе­ние знаниями и развитие, способность к научению.

Объект — тот, на кого направлены мысли и действия.

Отметка — качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников.

Оценка — суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.

Парадигма — исходная концептуальная идея.

Присутствие технологии заявляет о себе:

-      целеполаганием, четкой системой соподчиненных целей;

-      заданностью общего результата;

-      прогностичностью, предсказуемостью результатов;

-      вариативностью способов организации процесса, возможно­стью выбора способа;

-      возможностью индивидуального процесса обучения по темпу, уровню усвоения, сложности задания, т. е. обеспечение инди­видуальной зоны ближайшего развития;

-      постоянной обратной связью, имеющей нетравмирующий коррекционный характер;

-      целостностью и завершенностью педагогического процесса.

 

Развитие — поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими.

Развивающее обучение — обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а слу­жит непосредственной целью и результатом всего процесса.

Ранжирование — способ оценки какой-либо величины, когда ее зна­чению приписывается место в последовательности величин, оп­ределяемое при помощи порядковой шкалы.

Рейтинг — оценивание и нормирование информации об определен­ном субъекте процессов, явлений в образовательной системе.

Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.

Социализация — процесс усвоения человеком определенной систе­мы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функциониро­вать в качестве полноценного члена общества.

Субъект — тот, кто познает, мыслит, действует.

Тест — задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а так­же уровень знаний, умений и навыков.

Толерантность — 1. устойчивость, невосприимчивость; 2. терпимое отношение к людям или событиям.

Умение — владение способами применять усвоенные знания на прак­тике Формирование — становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ДРК — дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах с целью рационализации процессов управления.

Методическая культура — система идеалов, ценностей, норм, обес­печивающая ориентацию в конкретной педагогической деятель­ности (идеологический ярус).

Методическая культура — освоенная учителем система содержания, способов, форм педагогической деятельности, степень развити- я индивидуальных способностей учителя, актуальных для педа­гогической деятельности.

Система педагогических методов — это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Профсоюзное объединение педагогов — это самопроизвольно воз­никшая или целенаправленно созданная группа учителей, психо­логов, членов администрации, приглашенных специалистов, при­знанная решать те или иные задачи школы, членов объединения.

Методическое объединение — это форма учительского сообщества, наиболее давняя и традиционно существующая, организующая методическую работу с педкадрами во всех ее проявлениях.

Кафедра — это профессиональное объединение педагогов, которое

представляет собой творческие сообщества преподавателей од­ного или смежных предметов, которые кроме собственной педа­гогической ведут еще и научно-исследовательскую работу по сво­ему профилю.

Методическая работа — это систематическая коллективная и инди­видуальная деятельность учителей по повышению своей научно- теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период (В.И. Зверева)

Методическая работа — составная часть единой системы непрерыв­ного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учи­телей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педаго­гов школы. ( М.М. Поташник) Методическая работа — это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. ( Н.В. Немова).

Методическая работа — это особый вид педагогической и исследо­вательской деятельности как самих учителей так и руководите­лей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной де­ятельностью по разработке и введению новшеств с педагогичес­кой — по обучению и воспитанию школьников.

Непрерывное образование — это повышение квалификации, кото­рое осуществляется на протяжении всей т рудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний.

 

© turkowa-natascha

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz