Сайт заместителя директора по учебно-воспитательной работе
|
Туркова Наталья Васильевна |
|
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА Гностическая деятельность — это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности. Концепция — совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений. Организаторская деятельность — это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса. Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития). Педагогические диагностики — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных научных методов. Педагогическая технология — это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой. План – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Проектировочная деятельность — это определение цели, задач, содержания педагогического процесса это замысел его протекания. Эффективность процесса — результативность, полученная в ходе достижения цели. Действенность процесса — получение продуктивного результата, который обязательно используется в другом процессе, вдругом действии, кроме данного. Менеджмент — специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека ( Ю. Конаржевский). Форма педагогического процесса — это внешний вид, устройство педагогического процесса.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Анализ — расчленение ( мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним научного исследования вообще. Метод исследования, который позволяет разложить изучаемые педагогикой объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать педагогические принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними, открывать закономерности обучения и воспитания, прогнозировать ситуации. Внедрить — ввести, укрепить в чем- нибудь. Гипотеза — (от греческого- основание, предположение) — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Гистограмма — столбчатая диаграмма, вид графического изображения количественного распределения по какому-либо признаку, обычно представляет собой совокупность смежных прямоугольников, построенных на одной прямой. Изучить — научно исследовать, познать, внимательно наблюдая. Инновация — новообразование, обновление( появление новых форм или элементов чего- либо). Искусство (педагогическое) — высокая степень педагогического мастерства. Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью Новаторство — деятельность по внесению и осуществлению новых, прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе. Обобщить — сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении. Педагогическое мастерство — высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты. Педагогические убеждения — совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как истинные, вызывающие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними. Распространить — сделать доступным, известным для многих. Творчество — оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса. Эксперимент — (от лат.- проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА Адаптация — приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения. Деловые качества — целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность и деловитость в работе, последовательность и настойчивость в ней. Педагог — человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой. Педагогика — наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. Педагогическая компетентность — знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания. Педагогическая техника — форма организации поведения учителя. Педагогические умения — - гностические — умение анализировать содержание и способы воздействия на учеников, анализировать собственную деятельность и своих учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав, взаимодействие средств и условия достижения цели. - проектировочные — умение планировать педагогическую деятельность, предвидеть, ее ход и способы реализации; - организаторские — умение мобилизовать учащихся на нужное дело, координировать свои действия и действия своих учеников; - коммуникативные — умение общаться с людьми, владеть нормами современного литературного языка, точностью, образностью словоупотребления, эмоциональностью речи; - прикладные — умение рисовать, оформлять, петь и т. д. - мотивационные — умение развивать способности учащихся, формировать у них рациональные приемы учебной деятельности, умение учитывать личностные свойства учеников; -контрольно-аналитические — умение определять объект контроля и анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение разрабатывать инструментарий контроля и анализа, осуществлять обработку и систематизацию данных, оценивать результаты и процесс учения; оценивать результаты и процесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного» и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы процесса обучения, их причины; -адаптационные — умение варьировать содержанием учебной дисциплины, формами и приемами обучения, умение импровизировать в неожиданной ситуации, быть адекватным сложившейся учебной ситуации; -предметные — целостное владение содержанием учебной дисциплины, частных методик, умение структурировать и интегрировать содержание обучения и воспитания, владеть собственно предметными умениями.
Свойства личности — гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям воспитания Требования к учителю — деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство. Учитель — лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в школе. Функциональная грамотность — умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬЛГО ПРОЦЕССА Действенность процесса — получение продуктивного результата, который обязательно используется в другом процессе, в другом действии, кроме данного. Задача — конкретное выражение цели. Игра — свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений. Игра деловая — метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учебные, производственные. Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество образования — соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника Менеджмент — специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека (Ю. Конаржевский). Метод — это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса. Модель — образец (эталон, стандарт). Мониторинг — форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте. Педагогические диагностики — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений Планирование — функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль их выполнения. Преемственность — установление необходимой связи и правильного соотношения между частями на разных ступенях обучения. Прием — это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода. Психосберегающие технологии — совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум , четыре требования: - учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типы памяти ит. д., - недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки; - обеспечение морально - психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей; - обучение средством психической самозащиты. Самостоятельная работа — метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебные задачи, проявляя усилие и активность. (Л. Жарова) Самостоятельная работа учащихся — это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя.(Л. Границкая) Управление — целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата с помощью специально разработанных научных методов. Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся (обучаемого и обучающегося), осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям — количеству обучаемых, месту обучения, продолжительности учебных занятий и т.д. Функции образовательного процесса — образовательная, развивающая, воспитательная Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности Эффективность процесса — результативность, полученная в ходе достижения цели.
ОБУЧЕНИЕ Адаптивная система обучения — это комплексная система управления обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуальным особенностям учащегося. Индивидуальное обучение — форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым отдельным учеником. Индивидуализация обучения — такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого Знания — понимание и сохранение в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений. Контроль — это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Концепция — определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности. Культура — уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи...) — степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо Образовательная среда — совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние наличность. Обратная связь — это передача информации между взаимодействующими участниками педагогического процесса, это причинно-следственная детерминация действия каждого из них. Обученность — уровень овладения ЗУНами, способами деятельности. Обучаемость — группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие, способность к научению. Объект — тот, на кого направлены мысли и действия. Отметка — качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников. Оценка — суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся. Парадигма — исходная концептуальная идея. Присутствие технологии заявляет о себе: - целеполаганием, четкой системой соподчиненных целей; - заданностью общего результата; - прогностичностью, предсказуемостью результатов; - вариативностью способов организации процесса, возможностью выбора способа; - возможностью индивидуального процесса обучения по темпу, уровню усвоения, сложности задания, т. е. обеспечение индивидуальной зоны ближайшего развития; - постоянной обратной связью, имеющей нетравмирующий коррекционный характер; - целостностью и завершенностью педагогического процесса.
Развитие — поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими. Развивающее обучение — обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса. Ранжирование — способ оценки какой-либо величины, когда ее значению приписывается место в последовательности величин, определяемое при помощи порядковой шкалы. Рейтинг — оценивание и нормирование информации об определенном субъекте процессов, явлений в образовательной системе. Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность. Социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Субъект — тот, кто познает, мыслит, действует. Тест — задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений и навыков. Толерантность — 1. устойчивость, невосприимчивость; 2. терпимое отношение к людям или событиям. Умение — владение способами применять усвоенные знания на практике Формирование — становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ДРК — дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах с целью рационализации процессов управления. Методическая культура — система идеалов, ценностей, норм, обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности (идеологический ярус). Методическая культура — освоенная учителем система содержания, способов, форм педагогической деятельности, степень развити- я индивидуальных способностей учителя, актуальных для педагогической деятельности. Система педагогических методов — это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе. Профсоюзное объединение педагогов — это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов администрации, приглашенных специалистов, признанная решать те или иные задачи школы, членов объединения. Методическое объединение — это форма учительского сообщества, наиболее давняя и традиционно существующая, организующая методическую работу с педкадрами во всех ее проявлениях. Кафедра — это профессиональное объединение педагогов, которое представляет собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных предметов, которые кроме собственной педагогической ведут еще и научно-исследовательскую работу по своему профилю. Методическая работа — это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно- теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период (В.И. Зверева) Методическая работа — составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. ( М.М. Поташник) Методическая работа — это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. ( Н.В. Немова). Методическая работа — это особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей так и руководителей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и введению новшеств с педагогической — по обучению и воспитанию школьников. Непрерывное образование — это повышение квалификации, которое осуществляется на протяжении всей т рудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний.
|
© turkowa-natascha |